Заблудившиеся в сети
Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. А в России врачи занимаются игроманами последние 7–8 лет. И с каждым годом проблема становится острее.
— Мы работаем с подростками от 12 лет, но знаю, что и среди 5–6-леток уже есть такие экземпляры, которые мыслят компьютерными категориями, – говорит Юрий Вяльба, врач-психотерапевт, руководитель Центра «Возрождение».
Среди юных пациентов доктора Вяльбы большинство – мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра – это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни недостает позитивных эмоций, чаще всего становятся жертвами компьютера.
Причем компьютерная зависимость формируется очень быстро (достаточно полутора-двух месяцев!) и в дальнейшем оказывает огромное влияние на развитие личности. Особенно детской. И в каждом возрасте – свои опасности.
— Виртуальный мир дает ребенку искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки, – объясняет Юрий Аркадьевич. – Так, маленький игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном.
А у подростков, «живущих» в Сети, как правило, появляются проблемы с общением. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной жизни не годятся. Так, в игре принята очень примитивная, без нюансов, схема отношений: чуть что не так – бах по голове, стрельнул, убежал.
Как же лечат заигравшихся детей? Оказывается, с помощью психологической реабилитации их пап и мам.
— Дети очень быстро учатся манипулировать старшими, – говорит доктор Вяльба. – В ответ на запреты впадают в агрессию. Или, например, начинают болеть. И родители на это ведутся: допускают к компьютеру за хорошую учебу, за то, за другое…
Но если проблема зависимости от компьютера уже есть, это ее только усугубляет. Это как при наркомании – нельзя потворствовать больному человеку: чуть больше наркотика, чуть меньше.
Зависимому человеку способна помочь только «позиция жесткой любви» – есть у психологов такое понятие. В случае с компьютерной зависимостью оно означает запрет на компьютер. Окончательный и бесповоротный. Ребенок скандалит в ответ? Поймите: это тоже манипуляция. Поэтому проявите твердость. И вообще, в идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполнится 11 лет. Впрочем, работа за компьютером не обязательно приводит к появлению зависимости.
Когда пора забеспокоиться
o ребенок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
o он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
o расходует значительные суммы денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе и игр), так и устройств компьютера;
o забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
o пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютерными играми;
o ему все равно, что есть, лишь бы не отрываться от монитора, он вообще часто забывает о еде;
o ощущает эмоциональный подъем только во время работы с компьютером;
o обсуждает компьютерные проблемы со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Все под контролем?
К сожалению, большинство детей воспринимают компьютер, в первую очередь, как игрушку.
При этом, согласно опросам Microsoft, 75 % родителей обеспокоены содержанием видеоигр, в которые играют их дети.
А 43% родителей ничего не знают о системах классификации игр, позволяющих определить их пригодность для использования в том или ином возрасте.
Между тем, оказывается, при желании родители могут все держать под контролем!
Так, на коробках с игрой обычно указаны возрастные ограничения. Кроме того, все желающие могут найти в Интернете сайт Askaboutgames.com.
Он был открыт по инициативе британской Ассоциации производителей развлекательного программного обеспечения.
Задача сайта – вооружить родителей информацией о содержании игр. А также о том, какая из них для какого возраста предназначена. Правда, чтобы им воспользоваться, необходимо знать английский язык.
Но – увы! – большинство взрослых предоставляют детям право самим выбирать, какие новинки игрового рынка покупать и на какие сайты заходить.
И дело не в том, что старшее поколение поголовно не знает английского, а в том, что папы и мамы, как правило, просто слишком оторваны и от мира игр, и от виртуальной реальности вообще. Ведь сегодня в России компьютерной грамотностью могут похвастаться лишь 29 % населения – во всяком случае, именно столько пользователей Интернета зарегистрировано в нашей стране.
Хакер – не кракер!
В октябре 2007 года районный суд Липецка прекратил уголовное дело в отношении 16-летнего Евгения Е.,обвинявшегося сразу по двум статьям УК РФ: «Неправомерный доступ к компьютерной информации» и «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».
Следствие доказало: весной 2007 года с персонального компьютера Евгений, пользуясь программами, позволяющими сканировать компьютерные сети и подбирать логины и пароли к другим программам, выходил в Интернет за счет известной телекоммуникационной компании.
Когда ее сотрудники заметили неладное, парень уже обокрал их на полторы тысячи рублей. Уголовное преследование было прекращено только после того, как семья мальчика выплатила указанную сумму.
Кстати, согласно Уголовному кодексу, за совершение подобных преступлений предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
— Ишь, хакер! – скажет кто-то про такого, как Евгений. И будет неправ.
Во всяком случае, так утверждает Сергей Хорпяков, лидер регионального молодежного общественного движения «Юный хакер», которое 7 лет назад зародилось в Воронеже.
В одном из интервью он объясняет:
— Хороший хакер – как слесарь высокого разряда, который знает о своих «железках» все. Если же слесарь взламывает сейф, то он считается уже медвежатником. Так что человека, взламывающего программы с криминальными целями, правильно называть «кракером» (от английского to crack – ломать). Для них компьютерный терроризм – прибыльный бизнес. А хакер – это не виртуальный гангстер, а профессионал высшего порядка.
Цель создания «Юного хакера» была заявлена громкая: не только объединить воронежских компьютероманов, но и развивать школу отечественного программирования.
Более того, организаторы движения заявляли о своем намерении открыть бесплатные общедоступные курсы для «чайников». На них предполагалось обучать основам работы на компьютере и азам программирования всех желающих, вне зависимости от возраста.
К сожалению, сегодня о «Юных хакерах» в Воронежской области мало кто знает: благие намерения натолкнулись на проблемы с помещением. Дело в том, что традиционные места встреч воронежских хакеров – «Сарай высоких технологий» и квартира самого Хорпякова – вмещали максимум 10–15 человек. То есть для массовых мероприятий были тесноваты. А платить аренду за казенное помещение организаторам бесплатных курсов было просто не из чего.
Компьютер – учитель…
Впрочем, виртуозной работе на компьютере дети могут научиться и в школе. Особенно если повезет с учителем.
— Когда-то Билл Гейтс заявил: «Я сделаю работу на компьютере легче, чем обращение с домашним утюгом!» – рассказывает Ольга Макарова, лучший (по итогам конкурса «Учитель года Москвы») учитель информатики 2007 года. – В итоге в США еще при Рейгане программа компьютерной грамотности охватила всех школьников.
В российскую базисную школьную программу изучение информатики включили примерно 20 лет назад. Сегодня курс информатики и информационных технологий ведется во многих школах уже с 5-го класса. Но, как правило, факультативно. Базовый курс рассчитан на 7–11 классы. Причем планированием курса (в рамках обязательного минимума знаний) и подбором заданий учитель занимается самостоятельно.
— При преподавании информационных (компьютерных) технологий я стараюсь подбирать задания таким образом, – говорит Ольга Макарова, – чтобы полученные знания и умения ученики могли использовать в дальнейшем в школе, вузах, а может быть, и в профессиональной деятельности. С этой же целью в старших классах я веду факультатив «Использование информационных технологий в работе менеджера». Мы изучаем с помощью Интернета направления работы менеджера, разрабатываем и рассчитываем бизнес-план собственного дела, готовим необходимую документацию. А мой коллега, например, больше увлекается программированием. Следовательно, и факультатив свой посвящает его изучению.
Но как бы педагоги ни распределяли учебную нагрузку, в каждом определенном возрасте ученики должны осваивать определенный объем знаний.
…И друг!
Когда ребенок занят реальным делом, у него нет времени на виртуальную жизнь – в этом Ольга Макарова уверена. А для убедительности она приводит в пример свою дочку: пятиклассница, ученица лицея Елена серьезно занимается фигурным катанием и английским языком, поэтому играть в «стрелялки» ей просто некогда.
— Да я и не покупаю никогда такие игры! – говорит Ольга Евгеньевна. – При этом полностью от компьютера моя дочь не оторвана. Она использует компьютер при оформлении школьных заданий. И в игры тоже играет. Просто я покупаю только те из них, которые развивают мышление. Ведь сегодня существует немало фирм, которые специализируются именно на обучающих программах и играх. Ребенок путешествует в виртуальном мире и одновременно получает новые знания, развивает логику, быстроту мышления. А если говорить об Интернете, то ребят следует ориентировать на образовательные сайты, где можно не только что-то узнать, но и проверить свои знания, провести виртуальные лабораторные работы по физике, попробовать свои силы в тестировании.
Нужно только соблюдать правила работы за компьютером. Например, мало кто знает, что после «общения» с монитором желательно умыться холодной водой. Дело в том, что постоянное электростатическое поле экрана разгоняет осевшие на нем пылинки на огромной скорости. В результате пылинки врезаются в кожу того, кто сидит перед монитором. Это особенно вредно при заболеваниях глаз.
А вот энциклопедии, на мой взгляд, лучше иметь дома в печатном виде. Мы пока еще учимся «с листа», поэтому должны продолжать приучать детей воспринимать печатное слово, развивать их умение находить необходимое в большом объеме данных.
Говорят, дети больше не хотят читать? Ничего подобного! Просто взрослые не всегда умеют заинтересовать их чтением!
Например, когда мы с учениками изучаем кодирование, я задаю им прочитать «Пляшущих человечков» Конан Дойля. И ребята неожиданно для себя выясняют, что это очень интересный рассказ!
А когда я рассказываю им, что первым в мире программистом была Ада Лавлейс, то уточняю: ее отцом был лорд Байрон. Как правило, имя Байрона знакомо далеко не всем моим ученикам. И заданием на дом становится принести «изобретение» лорда Байрона. Сколько же удивления вызывает потом открытие, что Байрон –это великий английский поэт! В итоге на тестировании на вопрос о первом программисте даже не очень прилежные ученики тут же вспоминают: «Им была дочь лорда Байрона!»
То есть компьютер – это не просто устройство для игр, а очень полезная машина. А вот почему некоторые ребята добровольно уходят из реального мира в виртуальный – это уже вопрос психологии.
Бунтари и «сидюки»
Недавно в одной очень хорошей московской школе на педсовете решали, как помочь пятикласснику NN, который делает чересчур много ошибок при письме.
В итоге директор заявил: «Это не проблема! Давайте купим для таких, как NN, новую обучающую компьютерную программу!»
— А ведь у NN были явные психофизические проблемы, – говорит Жанна Шопина, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. Выготского РГГУ. Она присутствовала на том педсовете и лишний раз убедилась, что взрослые все чаще пытаются с помощью компьютера облегчить себе жизнь. То есть сами подсаживают детей на «компьютерную иглу», а потом горюют по поводу зависимости.
— Если спросить заведующую хорошим детским садом, чем она больше всего гордится, в ответ, скорее всего, услышите: «Компьютерным классом!» – говорит психолог. – Но для дошкольника компьютер – абсолютно лишнее. В этом возрасте у ребенка очень важно развивать воображение, которое, в свою очередь развивает мышление. А если замкнуть детей на компьютерных моноигрушках, впоследствии из них, вероятнее всего, вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления.
Наглядный пример – высокотехнологичная Япония. Там сегодня очень много талантливых инженеров, но очень мало изобретателей: длительное общение с компьютером отсекает воображение как нечто ненужное.
По сути, работа на компьютере – это предметно-манипулятивная деятельность. Схожая с той, которая присуща детям до 3–4 лет. Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же – и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки (например, вы выиграли, и звучит бравурная музыка) – рефлекс слуховой… Ребята с развитым воображением в зависимость от всего этого, как правило, не попадают. Но для кого-то это становится замещением недополученных эмоций. Кстати, как правило, дети-«сидюки» (так психологи называют юных игроманов) – это ребята без внутреннего содержания.
Еще одна группа риска – дети слишком ответственных родителей. Таким ребятам, когда они были маленькими, просто не дали наиграться. «Это же несерьезно! – считали их папы и мамы. – Пусть лучше ребенок чему-то полезному учится!» И пихали малыша по всем возможным секциям. В итоге к 10 годам он от всего этого так устал, что взбунтовался, бросил занятия и «ушел» в виртуальный мир. Между тем, именно с этого возраста, когда в полной мере начинает проявляться детская самостоятельность, ребенка и нужно загружать дополнительными занятиями по максимуму!
Учимся вместе
Конечно, полный запрет на компьютер – это колосс на глиняных ногах: в современном мире с ним слишком многое связано. Поэтому подросток, не знакомый с компьютерными технологиями, легко может стать среди сверстников настоящим изгоем. Так что родителям в своем отношении к компьютерным увлечениям их детей необходимо найти «золотую середину». Вот что на этот счет советуют психологи.
— Вместо того чтобы запрещать компьютер, вы должны стать «буфером» между ним и ребенком. А для этого, покупая компьютер, постарайтесь сначала сами разобраться, что эта машина из себя представляет.
— Всегда помните народную мудрость «Сладок только запретный плод!» В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Ведь при подобных условиях ребенок этой четверти часа будет ждать оставшиеся 23 часа 45 минут.
Лучше используйте принцип «Любишь кататься, люби и саночки возить»: то есть поручите ребенку сначала найти в Интернете какую-либо информацию (например, по домашнему заданию) или набить нужный вам текст («Помоги, не успеваю сделать это сама!»). А уже после этого он может поиграть.
Кстати, врачи утверждают, что набирать текст на клавиатуре полезно для развития мелкой моторики (детям с ДЦП это даже рекомендуют). Заодно и грамотность повышаем: ребенку приходится думать, какие буквы нажимать.
— Чтобы не возникало взаимной отчужденности между вами и ребенком, с головой ушедшим в виртуальный мир, постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом еще и мышление у вашего чада будет развиваться.
А что делать, если ситуация с компьютером все-таки вышла из-под контроля?
Самый простой выход – воспользоваться паролем доступа (не зная его, ребенок не сможет сам включить компьютер). То есть мы возвращаемся к тому, с чего начали: родители не должны лениться осваивать компьютерную грамоту.