NorthStars.Ru » Каталог статей » Энергия гнева
Информация к новости
  • Просмотров: 3822
  • Автор: northstars
  • Дата: 16-06-2009, 13:13
 (голосов: 0)
16-06-2009, 13:13

Энергия гнева

Категория: Каталог статей, Будь здоров

Гнев возникает в ответ на событие, которое человеку не нравится. Тогда на телесном уровне повышается сердцебиение, мышцы напрягаются, дыхание становится более частым. Маленькие дети могут кричать, драться, бросаться предметами. Дети постарше начинают обзываться, плевать­ся. Подростки могут сдерживаться и даже улыбать­ся, несмотря на бушующие внутри чувства, а могут вести себя как маленькие.
Между тем, многим из нас известно, что при пози­тивном эффекте гнев мобилизует внутренние силы организма. Это нередко помогает преодолеть само­го себя, защитить слабого. А спортсмены в таком со­стоянии даже ставят новые рекорды. 

Драчун и тихоня 

Это непростое чувство - одно из базовых эмоциональ­ных состояний, полученных нами в процессе эволюции от животных. В животном мире гнев необходим, что­бы выжить, справиться с врагом, стать вожаком стаи. Однако в мире людей имеют место другие законы. 

Ко мне на консультацию пришли родители двой­няшек Олега и Николая, мальчиков 7,5 лет. Дети были очень разные. Олежек любил рассматривать книжки, играл в спокойные игры, слушался маму, избегал активных спортивных игр, побаивался высоких лестниц, всегда отдавал свои вещи другим детям, даже если не очень этого хотел. 

Коля, наоборот, игры предпочитал шумные и под­вижные, протестовал против любого родительского замечания, дрался с одноклассниками, если что-то не нравилось, заступался за брата, был заводилой в иг­рах, на улице ничего не боялся. Естественно, взрослых беспокоил именно он. Хотя Олежек злился ничуть не меньше - просто он приучился сдерживаться и уже в семь лет страдал головными болями.
Помощь требовалась обоим. И тому, и другому не очень были понятны причины их злости. Ни тот, ни другой не умели адекватно выражать ее. Ведь и драка, и полное сдерживание всех своих желаний -способы неэффективные. 

Масло в огонь 

Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться или никак не выражать своих пережива­ний. И тогда всякий раз, когда ребенок испытывает гнев (а не испытывать его он не может - это физио­логический механизм, запускающийся в любой си­туации, не удовлетворяющей человека), он начинает думать, что с ним что-то не то, стыдится себя и, как следствие, впадает в еще большую злость. 

Однако в зависимости от темперамента и лич­ностных особенностей кто-то злится в основном на себя, а кто-то - исключительно на окружающих. Что могут сделать родители, чтобы сын или дочь научились понимать, из-за чего они переживают, и цивилизованно выражать гнев? 

Шаг первый: назвать вслух 

Если ребенок пришел злой из школы или с улицы, то очень важно назвать вслух то, что вы видите: «По-мо­ему, ты злишься на что-то или на кого-то». Школь­ник, во всем обвиняющий других, скорее всего, до­вольно быстро расскажет в красках, какие плохие люди его окружают. 

Ребенок, скрывающий переживания, может сразу не признаться в том, что произошло. К сожалению, это часто происходит из-за того, что он опасается родительского осуждения, так что придется приложить усилия, чтобы его «разговорить». Можно пря­мо сказать: «Я не буду тебя ругать. Просто вижу, что что-то произошло. И хочу помочь». 

Шаг второй:присоединиться к чувствам ребенка 

К сожалению, в большинстве случаев мы обходим этот важный момент и сразу переходим к советам. Потом, правда, очень удивляемся, что после наших во всех отношениях правильных рекомендаций вместо благодарности получаем вопль: «Ты меня не понимаешь!» Дело в том, что только присоеди­нившись к чувствам ребенка, мы реально помогаем от них освободиться, успокоиться и открыться для конструктивного обсуждения. 

Когда ребенок сердится, он часто говорит о том, как бы хотел отомстить обидчику. Другой вариант поведения - искренняя вера в то, что жизнь теперь закончилась и выход только один - умереть. И то, и другое на самом деле являются показателями сильных переживаний. 

Родителям стоит озвучить понимание этих силь­ных эмоций. Например: «Чувствуется, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятно­стей». Или: «Когда попадаешь в неприятную ситуа­цию, да еще на виду у всего класса, то действительно хочется провалиться сквозь землю раз и навсегда». 

Такими комментариями родители, с одной сто­роны, показывают ребенку, что они действительно готовы выслушать и помочь. А с другой, расширяют его представления о том, что действительно задело и явилось причиной гнева. Ведь дети часто не очень понимают, что именно их так сильно разозлило. 

Шаг третий: выразить гнев

Еще раз повторю, злость заложена в нас природой для того, чтобы человек мог себя защитить в случае опас­ности. Если постоянно ее сдерживать, то нерастрачен­ное напряжение накапливается в определенных зонах тела, образуя мышечные зажимы, спазмы. Как след­ствие, возникает плохое самочувствие, различные боли, школьник начинает хуже учиться. Поэтому так важно вовремя «освободиться» от гнева и злости. По­нятно, что драка, ругань, плевки, укусы - это запрещенные приемы. Однако важно, чтобы реальное действие было произведено. Можно попросить ре­бенка звуком и движением выразить злость, которую он испытывает в данный момент. Пусть это будет дикий вопль, рычание, топанье ногами, избиение подушки, швыряние мягких кубиков в стену.
Рекомендуется также взять мел или карандаш в левую руку (или в обе) и нарисовать свой гнев, а потом лист бумаги скомкать, порвать. Здорово, если родитель сделает то же самое вместе с сыном или дочерью. Если удастся действительно искренне позлиться, то ребенок быстро успокоится и будет готов к обдумыванию, как жить дальше.
Шаг четвертый: обсудить случившееся
 
Теперь стоит в спокойном тоне поговорить, что на самом деле задевает ребенка. Ведь всех, например, толкают в школьном коридоре, но не все из-за этого злятся. Обычно за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение сверстников и так далее. Выявив истинные мотивы, можно найти способ их удовлетворения.
Важно также научиться выражать свою злость «законным способом». Можно, например, рисовать карикатуры на своего обидчика. Или найти в нем что-то понастоящему смешное и рассказать с юмором об этом дома маме. Или еще раз вспомнить всю ситуацию и придумать, как она по-разному может закончиться.
Если такой схемы поведения придерживаться постоянно, то ребенок научится справляться с гневом. А также он будет понимать, что с ним, собственно, происходит, и сумеет объяснять это другим. Он будет уметь выражать злость приемлемыми способами, без вреда себе и окружающим. И, что немаловажно, он усвоит для себя различные вари¬анты выхода из сложной ситуации.
 
По материалам журнала "Здоровье школьника" 06.2009. Текст Светланы Смирновой, педагог-психолог.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Навигация

^
 
Fatal error: Incompatible file format: The encoded file has format major ID 3, whereas the Loader expects 4 in /home/o/oleg85/northstars.ru/public_html/index.uc.footer.php on line 0