Информация к новости
  • Просмотров: 3139
  • Автор: tyson85
  • Дата: 20-08-2011, 19:21
 (голосов: 0)
20-08-2011, 19:21

Плавание

Категория: Каталог статей » Детский спорт

Плавание Большая часть планеты, на которой мы живем, покрыта водой. Человеческий организм на 80 % состоит из воды. Ученые утверждают, что все живые существа вышли из океана. Без воды человеку не выжить и трех дней, в то время как без еды он может обходиться больше полутора месяцев. Каждый человек по-своему относится к воде: кто-то ее панически боится, кто-то просто опасается, а кто-то в восторге от плавания.

Лет двадцать назад вопрос о том, стоит ли обучать младенцев плаванию, вызывал горячие споры. Сейчас никаких сомнений быть не может – стоит. Плавание выступает не только как гигиеническая процедура, но и как альтернатива гимнастике. После того, как ребенок девять месяцев развивался в водной среде, нахождение в воде для него так же естественно, как например, дыхание.

Положительная сторона плавания заключается не только в том, что это прекрасное средство закаливания, профилактики заболеваний, укрепления здоровья и общефизического состояния, но и в том, что его можно использовать буквально с первых дней жизни крохи, когда не применяются еще общий массаж и гимнастика.

В первые месяцы жизни у ребенка еще сохраняются врожденные плавательные рефлексы. И его легко научить плавать в этот период. Еще один факт, говорящий в пользу раннего плавания, – активность у новорожденного рефлекса задержки дыхания. То есть, когда вода попадает на лицо, малыш рефлекторно перестает дышать, вход в его легкие закрывается. Но этот полезный рефлекс начинает угасать к трем месяцам, спустя полгода он пропадает окончательно. Поэтому еще одна задача раннего плавания заключается в том, чтобы удержать и превратить этот полезный рефлекс в привычку.

В разных источниках указывается довольно обширный временной промежуток для начала занятий плаванием. Называют период от трех-пяти дней до двух-трех недель. Родителям лучше остановиться на последнем варианте, так как к этому времени пупочная ранка уже затянется. Тогда проблемы с ее заживлением не смогут помешать началу занятий.

Чем же так полезно плавание? Во-первых, оно оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, так как горизонтальное положение тела способствует равномерному продвижению крови. Во-вторых, преодолевая сопротивление воды, мы развиваем дыхательный аппарат, повышаем подвижность грудной клетки и увеличиваем объем легких. В-третьих, вода раздражает многочисленные окончания нервных рецепторов, находящихся на коже. Это оказывает благоприятное воздействие на развитие двигательных и психических реакций. И наконец, плавание снимает нагрузку на позвоночник, формирует правильную осанку, укрепляет кости и мышцы и предупреждает развитие плоскостопия.

Прежде, чем начинать занятия с ребенком, родители обязательно должны проконсультироваться с педиатром, наблюдающим его. Если нет никаких противопоказаний, например: инфекционных поражений кожи и слизистых оболочек, мокнущего дерматита, детского паралича, эпилепсии или сердечных заболеваний, – то можно смело приступать к обучению.

Нужные вещи

ПлаваниеДля того, чтобы научить кроху плавать, недостаточно наличия воды и ванны. Что же должно быть под рукой у родителей, чтобы их малыш чувствовал себя комфортно?

Прежде всего, это, конечно же, ванна. Лучше проводить занятия в большой ванне, так как в детской или маленьком тазике ребенку будет тесновато. Если же ванны нет, то ее можно сконструировать самим из дерева или нержавеющей стали, учтя размеры: длина – два метра, ширина – один метр, глубина – 80 сантиметров. Многие родители мастерят мини-бассейн для крохи самостоятельно, и он служит ребенку до шести-семи лет.

Прежде, чем наполнить ванну, ее нужно обработать хорошим чистящим средством, которое не остается на вымытой поверхности, и ополоснуть горячей водой. Только в идеально чистую ванну можно опускать новорожденного!

Очень важно правильно выбрать время для купания. Малыш должен быть сыт и весел и не хотеть спать. Самое удобное время для обучения – дневное, через 40 минут после кормления, но до сна. Это может быть время за два кормления до ночного сна.


Родителям понадобится термометр, чтобы измерять температуру воды и воздуха во время занятий. На первых уроках температура воды должна быть не ниже 36,5-37 °С. А с годовалого возраста можно понижать температуру воды на один градус каждые две недели, постепенно доведя ее до 32 °С. Таким образом родители могут приучить ребенка к закаливанию.

Температура в самой ванной комнате не может сильно отличаться от температуры в соседних комнатах и должна составлять 20-22 °С. Не стоит закрывать дверь в ванную комнату во время занятий, иначе создается эффект «бани» и ребенок может разомлеть и отказаться плавать и нырять.

Еще одна необходимая вещь – часы с секундомером, чтобы следить за продолжительностью занятий. На первом месяце обучения время сеанса определяется весом малыша при рождении: 5–10 минут при начальном весе 2,5-3 килограмма. Каждый месяц время увеличивается на три минуты, постепенно достигая 40–45 минут. Если занятия с ребенком по каким-либо причинам были надолго прерваны, то возобновлять их нужно с исходной температуры воды и начальной продолжительности.

После занятий новорожденному нужно восстановить потраченную энергию и подкрепиться.

После общения с водной стихией родители обязательно должны просушить уши ребенка. Это можно сделать с помощью специальных ватных палочек или шариков. Вата впитает влагу, которая остается в ушных раковинах младенца.

Сил у крохи еще немного, а привыкает он к нагрузкам постепенно, поэтому лучше составить расписание занятий таким образом, чтобы малыш мог отдыхать от плавания в некоторые дни. Оптимальный вариант – три-четыре тренировки в неделю. Родители могут завести специальный дневник, где они будут отмечать продолжительность и дни занятий, температуру воды и воздуха, самочувствие ребенка и его успехи.

Самостоятельное плавание

ПлаваниеПеред тем, как отпустить кроху в самостоятельное плавание, родители должны научить его нырять. Для этого существуют довольно простые способы. Готовить к нырянию можно даже во время обычного купания. Маме или папе нужно потихоньку лить водичку на лобик малышу. В это время он рефлекторно задержит дыхание. Родители должны стараться, чтобы момент обливания совпал с моментом вдоха, тогда ребенок точно не глотнет воды и не поперхнется. Другой прием используют непосредственно во время урока плавания. Когда новорожденный скользит в воде и его поддерживают под грудь, родитель на мгновение погружает малыша в воду до носа. Не нужно делать резких движений! Ребенок может испугаться, заплакать и нахлебаться воды. Каждый раз, погружая маленького пловца в воду на две-три секунды, нужно сопровождать это действие четкой и громкой командой: «Ныряем!». Перерывы между ныряниями делают в шесть-восемь секунд.

Со временем ванна становится тесна. Но тем не менее, занятия спортом нужно продолжать. У малыша выработалась потребность в активных движениях, его аппетит вырос в связи с большими энергозатратами. Но проблема заключается в том, что детей младше шести лет не принимают в плавательные секции. Родители должны найти другое занятие для своего чада, чтобы компенсировать недостаток физической нагрузки. В противном случае ребенок начнет быстро набирать вес. А в дальнейшем это грозит ожирением.

После того, как ребенок усвоит это упражнение, нужно научить его погружаться сериями. Малыша, лежащего на животике, родитель поддерживает под подбородок, прислушиваясь к ритму его дыхания. В момент вдоха родитель на долю секунды погружает кроху под воду. Как и в предыдущем случае, никаких резких движений! Как только ребенок восстановит дыхание, родитель должен повторить упражнение. Цель взрослых в данном случае – научить ребенка резко вдыхать и выдыхать так, чтобы погружения повторялись по 10 раз.

Спустя пару месяцев с начала обучения кроха уже умеет нырять и плавать с родительской поддержкой. Теперь перед мамами и папами стоит задача несколько иного характера. Пора учить свое чадо плавать самостоятельно. Для этого нужно приобрести плавательную шапочку для малыша и пришить к ней с двух сторон широкие капроновые ленты. Их длина должна быть примерно 60-70 сантиметров. На самой шапочке нужно равномерно распределить шесть пенопластовых брусков (их размер 1,5x2,5x7 сантиметров). Взрослый держит натянутые ленты правой рукой, направляя с их помощью лежащего на спине ребенка, а левой подстраховывает его чуть ниже затылка. Чтобы младенец привыкал плавать самостоятельно, нельзя касаться его головы. Этап с шапочкой и пенопластом длится примерно четыре недели. На третьей неделе можно вытащить из шапочки два бруска, на четвертой – еще два.

Следующая ступенька в обучении – ныряние без поддержки. К этому времени кроха уже плавает самостоятельно в шапочке с двумя пенопластовыми брусками. Перед тем, как научить малыша нырять, нужно снять с него головной убор. Теперь родитель аккуратно погружает ребенка под воду и отпускает на короткое время. Малыш в это время плывет под водой самостоятельно. Потом мама или папа подхватывают своего пловца. К концу этого этапа обучения новорожденный уже может спокойно лежать на воде без поддержки и без шапочки с пенопластом.

Родительская поддержка

ПлаваниеПеред тем, как приступить к тренировкам, можно узнать у участкового педиатра, нет ли в их поликлинике бассейна, где опытный методист может продемонстрировать технику основных поддержек и движений в воде. Тогда родители будут подкованы не только в теории, но и на практике овладеют этим опытом. Если бассейна нет, возможно, медсестра из массажного кабинета обладает навыками обучения плаванию малышей. Она ответит на все интересующие родителей вопросы. Эта же медсестра за умеренную плату может посетить ребенка на дому, чтобы показать все на практике. Помимо всех этих возможностей, взрослым надо найти специального инструктора, который также объяснит все приемы в доступной форме.

Родители должны быть готовы к тому, что первые занятия они будут сидеть в ванне вместе с ребенком. Перед занятием обязательно нужно тщательно вымыться. Затем сесть в ванну и вытянуть ноги. После этого можно принимать малыша из рук второго родителя. Погружение происходит следующим образом: новорожденного опускают в воду в положении на спине начиная с ножек, над водой остается только личико. Во время первых занятий воды наливают немного, а ребенка погружают очень нежно и медленно.

Ни в коем случае нельзя заниматься с плачущим младенцем. Нужно или подождать, пока он перестанет капризничать, и продолжить урок, или, если малыш никак не утихает, не торопясь извлечь ребенка из воды, вытереть и успокоить.

Самая тяжелая часть тела у новорожденного – головка. Поэтому при купании нужно поддерживать его одновременно под голову, шею и верхнюю часть спинки. До того, как начнутся занятия, родителям нужно потренироваться в закреплении навыков поддержек, основные из них: под подбородок, под грудью, под спинку.

Под подбородок

Малыш лежит на животе, а его подбородок поддерживают отведенным большим пальцем и четырьмя остальными пальцами левой руки. А правая рука аккуратно охватывает малыша под животиком. С помощью этого вида поддержки можно выписывать восьмерки по поверхности воды.

Под грудью

Ладони родителя находятся под грудью ребенка, а большие пальцы охватывают плечи сверху и частично спинку. При этом подбородок малыша удерживается областью лучезапястных суставов. Такое положение больше подходит для скольжений вперед-назад и плавных покачиваний на волнах.

Поддержка под спинку

Выполняется как в положении на животе, только ладони нужно подвести таким образом, чтобы большие пальцы охватывали спину и плечи новорожденного. Затылок крохи при этом покоится на родительских предплечьях и лучезапястных суставах.

Очень важно проверять температуру воды и замечать все изменения в поведении ребенка. Температура должна быть комфортной. Первый признак того, что малышу неудобно, – он не хочет двигаться. Если вода слишком холодная, он сворачивается клубочком и поджимает ручки и ножки. А если слишком жарко, ребенок распускает ручки и ножки, безвольно опускает их.

Отрегулировать температуру воды можно и даже нужно, не вынимая малыша из ванны. Достаточно добавить определенное количество воды нужной температуры и разогнать ее по ванной. Кстати, определить, в какой воде кроха будет чувствовать себя уютно, можно по пристрастиям родителей. Если они предпочитают воду попрохладнее, то и для их ребенка она окажется более приемлемой, и наоборот.

Прежде всего взрослые должны ориентироваться на состояние ребенка, его желание находиться в воде. Стойкое мимическое недовольство – тревожный звоночек. У детей все их желания и симпатии написаны на лице. Поэтому, если ребенок не поддается ни на какие уговоры и продолжает корчить недовольные гримаски, лучше закончить занятие.

Не бояться!

Плавание Для начала родителям нужно самим разобраться в своих отношениях со стихией. Страх перед водой, напряжение взрослого непременно передастся новорожденному. Пока что информацию малыш получает преимущественно через телесный контакт и ориентируется в своем восприятии мира на людей, которые проводят с ним все время, на родителей. Занятия, сопровождающиеся сознательным или бессознательным страхом мамы или папы, не принесут успеха. Ребенок может воспротивиться такому обучению и начнет плакать еще до того, как его успеют опустить в воду. Изначально взрослые должны решить, кто чувствует себя в воде увереннее. Папы могут справиться с ролью тренера ничуть не хуже мам, а, может, даже и лучше. Кроме того, для отца это прекрасная возможность сразу «застолбить» место в жизни ребенка, которое никто не сможет занять. Ведь в первые месяцы существования крохи роль мамы намного заметнее и важнее, и зачастую отец чувствует себя отодвинутым на второй план.

Импринтинг (англ. imprinting) – в буквальном переводе «впечатывание»; означает особое запечатление первых событий и ощущений в жизни малыша, в том числе внутриутробные, с последующим их влиянием на формирование мироощущения и мировоззрения ребенка.

Если же мама не хочет делиться этими обязанностями, а отношения с водой у нее довольно напряженные, стоит подумать об урегулировании разногласий до родов. Существуют специальные курсы, включающие в себя комплексы водных упражнений для беременных. Они помогают женщине снять страх как перед родами, так и непосредственно перед водной средой. Кроме того, во внутриутробном периоде малыш воспринимает и запоминает все события, происходящие с мамой. Благодаря такой памяти, которая называется импринтинг, после рождения кроха будет относиться к воде доверчивее.

Самое главное для крохи, чтобы обучение проводил знакомый и родной человек. Общение с родителями в воде дает ему ощущение комфорта и безопасности, ведь он находится в своей естественной среде и с ним рядом самые близкие люди. Все это делает занятия плаванием более эффективными. С другой стороны, водные уроки дарят родителям незабываемые минуты общения со своим чадом.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Навигация

^
 
Fatal error: Incompatible file format: The encoded file has format major ID 3, whereas the Loader expects 4 in /home/o/oleg85/northstars.ru/public_html/index.uc.footer.php on line 0