Физкультура имеет немаловажное значение для воспитания целостной личности ученика. Ведь она решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности и социальной активности ребенка.
Физкультура в школе проходит либо на улице на специально оборудованной площадке, либо в спортивном зале (на случай непогоды). И в спортзале, и на площадке создаются определенные условия, отвечающие государственным стандартам. В спортзале нормативы регламентируют количество занимающихся на данной площади школьников, допустимую высоту потолков, мощность вентиляции и отопления, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых и комнат отдыха, ассортимент спортивных снарядов. На площадке нормативы регламентируют расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольной сетки.
Что физкультура имеет большое значение в профилактике асоциального поведения школьников.
Каждый урок физкультуры в школе обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузкам. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому школьная физкультура часто предлагает условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.
Как парадоксально это ни звучит, физкультура не ограничивается еженедельными занятиями. Это еще и так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Хотя в настоящее время учителя о них практически забыли, эти перерывы необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением – в средних. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают этими минутными перерывами, ведь, потратив немного времени на снятие напряжения, в итоге они получили бы большую результативность работы.
Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами, целью которых является оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медосмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методику их применения.
Физическая культура в первом-третьем классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, развивает выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это с учетом физических и психических особенностей организма ребенка. Дети продолжают обучаться:
– правильно дышать, сочетать дыхание с движением;
– усложненным ходьбе и бегу;
– бегу с препятствиями;
– начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;
– подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками;
– метать мяч в цель с разного расстояния;
– лазать различными способами по гимнастической стенке;
– элементам спортивно-командных игр;
– плаванию и ходьбе на лыжах (если есть условия).
Занятия физкультурой в классах постарше осуществляются в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Занятия физподготовкой в школе для старшеклассников должны включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля.
Среди подростков физкультура призвана сформировать привычку к занятиям спортом на всю оставшуюся жизнь. Она должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни, стимулировать человека к дальнейшим занятиям спортом, в том числе и самостоятельно.
Несмотря на многолетнюю практику преподавания физкультуры в школе, большое количество подробных методик обучения и воспитания детей разного уровня подготовленности, существует масса проблемных моментов. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в психическом и физическом здоровье. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание.