Маленькие дети учатся жить в нашем мире. К трем-четырем годам они начинают осознавать себя как личность, хотят поскорее вырасти и быть похожими на своих родителей. Часто деток называют «обезьянками» за их страсть к подражанию. Это может пойти на пользу взрослым во время обучения. Самое главное для мам и пап не оставаться пассивными наблюдателями. Пусть сами встанут на лыжи и покажут «класс». С одной стороны, ребенок увидит, как нужно держаться и двигаться на лыжах, с другой – у него появится желание научиться этому.
Не стоит сразу ставить малыша на лыжи и заставлять прокладывать лыжню. Пусть сначала у него получится самостоятельно надеть лыжи. Потом можно научить его тому, как правильно на них стоять. Для этого нужно держать стопы параллельно друг другу, а при движении сохранять одно и то же расстояние между ногами. Чтобы ребенок поскорее привык к лыжам, можно выполнить с ним несколько упражнений. Стоя на снегу, малыш должен поднимать носки, не отрывая при этом пятки от снега. Затем таким же образом поднимать пятки, прижимая носки. Потом, надев лыжи, поочередно поднимать то одну, то другую ногу.
Если родители уже вручили маленькому лыжнику палки, то очень важно следить за тем, чтобы он не ставил их далеко от самих лыж – не дальше того места, где начинается их загиб кверху. И, разумеется, не стоит позволять виснуть на палках, добиваясь ускорения движения. Это может привести лишь к быстрому утомлению.
После того, как ребенок научился стоять на лыжах, важно научить его падать. Во-первых, мамы и папы должны объяснить, что падать нужно не вперед, не назад, а вбок. Во-вторых, необходимо научить его вставать без посторонней помощи. Благополучно приземлившись, нужно развернуть лыжи поперек склона, сесть, а потом уже встать.
После такой подготовки можно начинать движение. Во время первого занятия ребенка надо просто покатать за собой как на буксире по ровным участкам. За то время, пока его «буксируют», малыш усваивает основные положения: нога выставляется вперед и слегка сгибается в колене – так проще перенести на нее тяжесть тела после толчка и подтянуть находящуюся сзади ногу.
Родители должны объяснить, что лыжный бег – это скольжение и при движении нельзя отрывать лыжи от снега. Специалисты советуют скользить то на одной, то на другой сильно согнутой ноге, приседая перед толчком. Нередко детишкам трудно сразу овладеть попеременным скольжением. Обычно они разбегаются и скользят на обеих лыжах сразу. При разучивании правильного шага лучше не давать ребенку палки. Так будет безопаснее и эффективнее. На лыжных дорожках можно часто увидеть взрослых, которые всем весом отталкиваются палками, буквально повисая на них. Таким образом, вся тяжесть тела переносится на руки. Чтобы ребенок двигался правильно, лучше сначала научить его работать ногами и сохранять равновесие.
Правильный шаг можно разучить с помощью следующего упражнения: ребенок скользит, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с одной ноги на другую. На начальном этапе обучения родители могут сами проложить маршрут для своего лыжника длиной 200–300 метров и тренировать его в медленном и среднем темпе две-три недели. После того, как малыш немного освоится на лыжне, можно увеличить маршрут и сделать его сложнее – с простыми поворотами и изменчивым рельефом.
Те, кто встает на лыжи первый раз, часто недостаточно сгибают ноги и слабо отталкиваются. Поэтому родители должны внимательно следить за этим и поправлять ребенка.
После того, как юный лыжник будет уже уверенно управляться со своим средством передвижения, можно предложить ему скатиться с горки. Если ребенку страшно и он наотрез отказывается от этого опыта, родители не должны настаивать. Страх сковывает движения, а напряженный лыжник будет делать много ошибок, может упасть и после неудачного опыта вообще близко не подойдет к горке. Но дети – народ любопытный, глядя, как катаются остальные, малыш захочет попробовать съехать сам.
Для начала нужно найти невысокий и пологий спуск. Положение тела при скатывании с горки должно быть следующим: лыжи расставить на ширину стопы, слегка присесть и без напряжения наклонить туловище вперед, руки согнуты и отведены назад, не нужно размахивать ими. Присядешь побольше – скорость возрастет, а, наоборот, выпрямишься, оставив ноги лишь слегка согнутыми, – движение замедлится. Родители должны объяснить ребенку, что, если спускаться с горки на прямых и широко расставленных ногах, обязательно упадешь. Можно подсказать ему съехать почти на корточках или несколько раз пружинисто присесть во время спуска. Можно заранее проложить для него лыжню и предложить скатиться по ней. Во время спуска пусть старается максимально сблизить лыжи и выдвинуть одну ногу вперед для устойчивости.
Если на спуске встречается впадинка, нужно выпрямиться, а если бугорок – присесть. На неровной поверхности необходимо мягко приседать, как будто покачиваясь на ногах.
Перед тем, как малыш первый раз съедет с горки, нужно научить его тормозить. Для детей, так же как и для начинающих взрослых, удобными и простыми приемами торможения являются «плуг» и «упор». При первом способе торможения носки лыж сводятся вместе, а наружные ребра слегка приподнимаются. Торможение «упором» – когда одна лыжа скользит, а другая отставляется пяткой в сторону и ставится на ребро. При этом коленки сближаются, а носки лыж сводятся вместе.
После того, как ребенок освоит пологие спуски, можно выбирать горки повыше. Только покорять их нужно постепенно, с каждым разом забираясь все выше. Для этого полезно научить малыша подниматься в гору «елочкой» и «лесенкой». При первом способе нужно встать лицом к горке и развести лыжи под углом друг к другу. Опереться сзади на палки и, прочно врезаясь кантами лыж в снег, подниматься вверх. Канты – это стальные полосы, идущие вдоль скользящей поверхности лыж. «Лесенка»: встать поперек склона, кантовать параллельные лыжи, то есть поставить их на ребра и двигаться приставными шагами вверх.
Следующий этап в освоении лыжной науки – изучение поворотов. При повороте одна нога отставляется в сторону под небольшим углом, а к ней приставляется другая. Затем движение повторяется. Сначала ребенка учат поворачивать на небольшой угол, постепенно он увеличивается.
Первые уроки не должны длиться дольше 15–20 минут. Не стоит делать слишком больших перерывов между тренировками, так как едва освоенные навыки могут быть утрачены.
И последнее, родители должны внимательно присматриваться к своему чаду, чтобы не допустить переутомления. При нормальной нагрузке лицо у малыша розовое, дыхание ровное и отличное настроение. Если же ребенок сильно покраснел, дышит часто и сильно потеет, значит его силы на исходе, пора подумать о перерыве. Ведь, чтобы малыш полюбил занятия спортом, они должны приносить удовольствие и радость.
Не стоит сразу ставить малыша на лыжи и заставлять прокладывать лыжню. Пусть сначала у него получится самостоятельно надеть лыжи. Потом можно научить его тому, как правильно на них стоять. Для этого нужно держать стопы параллельно друг другу, а при движении сохранять одно и то же расстояние между ногами. Чтобы ребенок поскорее привык к лыжам, можно выполнить с ним несколько упражнений. Стоя на снегу, малыш должен поднимать носки, не отрывая при этом пятки от снега. Затем таким же образом поднимать пятки, прижимая носки. Потом, надев лыжи, поочередно поднимать то одну, то другую ногу.
Если родители уже вручили маленькому лыжнику палки, то очень важно следить за тем, чтобы он не ставил их далеко от самих лыж – не дальше того места, где начинается их загиб кверху. И, разумеется, не стоит позволять виснуть на палках, добиваясь ускорения движения. Это может привести лишь к быстрому утомлению.
После того, как ребенок научился стоять на лыжах, важно научить его падать. Во-первых, мамы и папы должны объяснить, что падать нужно не вперед, не назад, а вбок. Во-вторых, необходимо научить его вставать без посторонней помощи. Благополучно приземлившись, нужно развернуть лыжи поперек склона, сесть, а потом уже встать.
После такой подготовки можно начинать движение. Во время первого занятия ребенка надо просто покатать за собой как на буксире по ровным участкам. За то время, пока его «буксируют», малыш усваивает основные положения: нога выставляется вперед и слегка сгибается в колене – так проще перенести на нее тяжесть тела после толчка и подтянуть находящуюся сзади ногу.
Родители должны объяснить, что лыжный бег – это скольжение и при движении нельзя отрывать лыжи от снега. Специалисты советуют скользить то на одной, то на другой сильно согнутой ноге, приседая перед толчком. Нередко детишкам трудно сразу овладеть попеременным скольжением. Обычно они разбегаются и скользят на обеих лыжах сразу. При разучивании правильного шага лучше не давать ребенку палки. Так будет безопаснее и эффективнее. На лыжных дорожках можно часто увидеть взрослых, которые всем весом отталкиваются палками, буквально повисая на них. Таким образом, вся тяжесть тела переносится на руки. Чтобы ребенок двигался правильно, лучше сначала научить его работать ногами и сохранять равновесие.
Правильный шаг можно разучить с помощью следующего упражнения: ребенок скользит, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с одной ноги на другую. На начальном этапе обучения родители могут сами проложить маршрут для своего лыжника длиной 200–300 метров и тренировать его в медленном и среднем темпе две-три недели. После того, как малыш немного освоится на лыжне, можно увеличить маршрут и сделать его сложнее – с простыми поворотами и изменчивым рельефом.
Те, кто встает на лыжи первый раз, часто недостаточно сгибают ноги и слабо отталкиваются. Поэтому родители должны внимательно следить за этим и поправлять ребенка.
После того, как юный лыжник будет уже уверенно управляться со своим средством передвижения, можно предложить ему скатиться с горки. Если ребенку страшно и он наотрез отказывается от этого опыта, родители не должны настаивать. Страх сковывает движения, а напряженный лыжник будет делать много ошибок, может упасть и после неудачного опыта вообще близко не подойдет к горке. Но дети – народ любопытный, глядя, как катаются остальные, малыш захочет попробовать съехать сам.
Для начала нужно найти невысокий и пологий спуск. Положение тела при скатывании с горки должно быть следующим: лыжи расставить на ширину стопы, слегка присесть и без напряжения наклонить туловище вперед, руки согнуты и отведены назад, не нужно размахивать ими. Присядешь побольше – скорость возрастет, а, наоборот, выпрямишься, оставив ноги лишь слегка согнутыми, – движение замедлится. Родители должны объяснить ребенку, что, если спускаться с горки на прямых и широко расставленных ногах, обязательно упадешь. Можно подсказать ему съехать почти на корточках или несколько раз пружинисто присесть во время спуска. Можно заранее проложить для него лыжню и предложить скатиться по ней. Во время спуска пусть старается максимально сблизить лыжи и выдвинуть одну ногу вперед для устойчивости.
Если на спуске встречается впадинка, нужно выпрямиться, а если бугорок – присесть. На неровной поверхности необходимо мягко приседать, как будто покачиваясь на ногах.
Перед тем, как малыш первый раз съедет с горки, нужно научить его тормозить. Для детей, так же как и для начинающих взрослых, удобными и простыми приемами торможения являются «плуг» и «упор». При первом способе торможения носки лыж сводятся вместе, а наружные ребра слегка приподнимаются. Торможение «упором» – когда одна лыжа скользит, а другая отставляется пяткой в сторону и ставится на ребро. При этом коленки сближаются, а носки лыж сводятся вместе.
После того, как ребенок освоит пологие спуски, можно выбирать горки повыше. Только покорять их нужно постепенно, с каждым разом забираясь все выше. Для этого полезно научить малыша подниматься в гору «елочкой» и «лесенкой». При первом способе нужно встать лицом к горке и развести лыжи под углом друг к другу. Опереться сзади на палки и, прочно врезаясь кантами лыж в снег, подниматься вверх. Канты – это стальные полосы, идущие вдоль скользящей поверхности лыж. «Лесенка»: встать поперек склона, кантовать параллельные лыжи, то есть поставить их на ребра и двигаться приставными шагами вверх.
Следующий этап в освоении лыжной науки – изучение поворотов. При повороте одна нога отставляется в сторону под небольшим углом, а к ней приставляется другая. Затем движение повторяется. Сначала ребенка учат поворачивать на небольшой угол, постепенно он увеличивается.
Первые уроки не должны длиться дольше 15–20 минут. Не стоит делать слишком больших перерывов между тренировками, так как едва освоенные навыки могут быть утрачены.
И последнее, родители должны внимательно присматриваться к своему чаду, чтобы не допустить переутомления. При нормальной нагрузке лицо у малыша розовое, дыхание ровное и отличное настроение. Если же ребенок сильно покраснел, дышит часто и сильно потеет, значит его силы на исходе, пора подумать о перерыве. Ведь, чтобы малыш полюбил занятия спортом, они должны приносить удовольствие и радость.